В период с 1968 по 1970 год американский этолог Джон Би Кэлхун (1917-1995) провел поведенческое исследование подопытных мышей в корпусе площадью 9 квадратных футов в сельской местности в Пулсвилле, штат Мэриленд. Внутрь загона, получившего название «Вселенная 25», поместили несколько пар мышей, которые со временем начали размножаться. В конечном итоге количество возросло до 2200 особей. В конце концов мыши создали своеобразную иерархию. Постепенно спаривание между грызунами полностью прекратилось. Исследование подтвердило пессимистичную гипотезу Кэлхуна, основанную на более ранних исследованиях, проведенных на серых крысах в небольшом загоне. Этолог сделал предположение, что перенаселение приводит к разрыву социальных связей. Это, в свою очередь, неизбежно влечет за собой вымирание.
Хотя выводы Кэлхуна были весьма спорными, после того, как он впервые обнародовал свою теорию, она вызвала опасения у многих людей. Пример эксперимента «Вселенная 25» в конечном счете может служить в качестве метафоры для человечества. «Мышиная утопия» была предметом интереса для архитекторов и правительственных учреждений по всему миру.
Ранние исследования
Кэлхун начал свои экспериментальные исследования на грызунах в 1947 году, когда он взял серых крыс в качестве подопытных. Он проводил их в Роквилле, штат Мэриленд, в хозяйственной постройке. Снабжая зверьков неограниченным количеством пищи и воды, он предполагал, что их численность будет увеличиваться быстрыми темпами. Этолог рассчитывал, что в течение 28 месяцев эксперимента количество грызунов составит около 5000. Однако число мышей стало на 200 особей после разделения на более мелкие группы, каждая из которых состояла всего из десятка.
Продолжая эти исследования в 1950-х годах, Кэлхун создал более сложную систему для изучения того, как группы грызунов будут вести себя в среде, свободной от хищников. В ходе этих экспериментов была зафиксирована одна и та же последовательность событий:
- мыши спаривались и размножались быстрыми темпами;
- в конце концов формировалась иерархия;
- поведение некоторых грызунов было агрессивным, пассивным, отдельные особи переставали контактировать с остальными;
- появлялись все причины для исчезновения популяции.
В 1962 году американский ученый опубликовал наблюдения Кэлхуна в одной из своих научных статей под названием «Плотность популяции и социальная патология». В этой работе он употребил выражение «поведенческая клоака», под которым он подразумевал проблему перенаселенности, нарушение социальных функций в замкнутом пространстве, где жили грызуны. Автор провел параллели с тем, что происходит в обществе. Люди съезжаются в большие города для учебы и трудоустройства, и мегаполисы становятся перенаселенными. Многие рассматривали эту статью, как предупреждение о том, что может случиться с человечеством, если население будет продолжать расти.
Эксперимент «Вселенная 25»
Развивая свои предыдущие идеи, Кэлхун придумал уникальное исследование. Во «Вселенной 25» мыши жили и размножались в загоне площадью 2,7 квадратных метра, состоящем из 256 отсеков и 16 нор. Грызунов регулярно кормили и поили. В неестественной среде обитания мыши не нужно было искать себе пропитание, спасаться от хищников и рыть норы. В какой-то степени их существование стало напоминать жизнь современного человека. Изначально Кэлхун использовал четыре пары здоровых грызунов, которых запустил в загон, чтобы они спаривались и размножались.
В течение первых 104 дней мыши приспосабливались к их новому жилью, метили территорию и гнездились. Затем количество зверьков удваивалось каждые 55 дней. К 315-му дню во «Вселенной 25» жило 620 мышей. Несмотря на достаточно большую территорию загона, в каждом отсеке могли поместиться до 15 особей, а общее пространство было рассчитано на 3000 грызунов. Большинство мышей ели из одних и тех же источников пищи. Через некоторое время мыши стали реже спариваться, и, соответственно, вскоре уровень рождаемости упал. Поведение зверьков также со временем менялось:
- одна треть стала доминирующей;
- остальные две трети оказались более пассивными;
- поскольку спаривание стало происходить все реже и реже, популяция стала сокращаться.
Социальные роли во «Вселенной 25»
К 315 году различия в поведении самцов с высоким и низким статусом в популяции стали более выраженными. Те, кто находился внизу иерархической пирамиды, были отвержены самками и вообще отказались от спаривания. Изгнанные самцы отделились от больших групп, ели и спали в одиночестве, а иногда боролись между собой.
Альфа-самцы, напротив, стали более агрессивными и драчливыми, часто затеивали драку без явных провокаций и поводов. Время от времени эти особи без разбора надругивались над другими мышами, вне зависимости от их пола. Между тем, бета-самцы - те, которые были в средней прослойке между агрессивными альфами и изгоями - были робкими и инертными и часто не отказывали отпор при насилии. В нескольких случаях бои заканчивались каннибализмом.
Пока самцы отказались от своих традиционных ролей во «Вселенной 25», самкам оставалось заниматься своими гнездами. Многие из них агрессивно себя вели, иногда и по отношению к своим детенышам. Некоторые и вовсе переставали заниматься потомством и отказывались от дальнейшего спаривания, что привело к плачевным последствиям: в некоторых отделениях уровень смертности среди детенышей превысил 90 процентов. Кэлхун назвал это «фазой стагнации», которую также называют «равновесным периодом». Он объяснял чрезмерно агрессивное и пассивное поведение закономерной перегруппировкой и сменой ролей.
Высокая смертность
К 560-му дню прирост полностью прекратился, поскольку уровень смертности достигал максимальной отметки. Это ознаменовало начало «фазы смерти», при которой утопический мир грызунов начал вымирать. Среди насилия, враждебности и отсутствия спаривания молодое поколение мышей достигло зрелости, никогда не сталкиваясь с примерами нормальных отношений, которые встречаются в дикой природе. Без спаривания, воспитания или маркировки территории это поколение мышей проводило все свои часы бодрствования в безделье. Они ели, пили и чистили шерстку. Кэлхун назвал этих мышей «красавцами». Живя в уединении от других мышей, они были избавлены от насилия и конфликтов, которые велись в переполненных отсеках, но не вносили свою лепту в популяцию.
Согласно исследованиям Кэлхуна, фаза смерти состояла из двух этапов: «первая смерть» и «вторая смерть». Первая характеризовалась потерей естественных инстинктов - нежелание спариваться, вскармливать потомство и пр. Вторая смерть была отмечена буквальным вымиранием «Вселенной 25».
Закат «Вселенной 25»
Продолжая свои наблюдения за «красавцами», Кэлхун позже предположил, что мыши, как люди, добиваются чего-то в жизни, когда имеют четкие цели. Он утверждал, что такие переживания, как напряжение, стресс, беспокойство и инстинкт самосохранения необходимы для общества. В противном случае жизнь человека теряет свой смысл. Он умирает на духовном уровне.
Постепенно количество мышей, которые отказывались спариваться или участвовать в обществе, превысило численность тех, кто нападал, дрался и занимался каннибализмом. На 920-й день в загоне жили 2200 мышей, что значительно меньше 3000. У мышей все еще оставались запасы пищи, воды и пр., но это уже не имело никакого значения. Постепенно не осталось ни одной живой мыши.
Ошибки и просчеты
До того, как «мышиная утопия» прекратила свое существование, Калхун решил забрать из загона некоторых «красавцев», чтобы увидеть, будут ли они жить более продуктивной жизнью, если окажутся в новых условиях, где нет насилия и агрессии. Ученый решил создать новую популяцию. Он полагал, что «красавцы» очнутся от своего сна дымки и смогут спариваться и жить полноценной жизнью. Однако поведение этих мышей не изменилось. Отказавшись спариваться или даже взаимодействовать между своими новыми соседями, мыши-затворники в конце концов умерли от естественных причин. И в новом загоне на свет не появился ни один мышонок. По мнению Калхауна, есть вероятность, что человечество, как и «Вселенная 25», может постигнуть та же участь. При перенаселении хаос и отчуждение неизбежны. А потеря первостепенных ценностей внутри цивилизации может привести к ее краху.
Последующие работы Кэлхуна
В 1972 году Кэлхун поделился своими наблюдениями о результатах экспериментов над грызунами в эссе под названием «Смерть, возведённая в квадрат: взрывной рост и снижение численности мышей». Эта работа обрела популярность из-за пессимистичных взглядов относительно перенаселения планеты. В общество были опасения, что результаты исследований Кэлхуна говорят о неутешительных прогнозах и для человечества. Примеры агрессивного поведения грызунов, казалось, отражали социальные беспорядки, которые произошли в 60-х и 70-х годах, что совпало с ростом населения в больших городах.
Хотя Кэлхун он определенно видел параллели между трагическим «Вселенной 25» и некоторыми явлениями в обществе, он подчеркивал, что люди устроены сложнее, они обладают мудростью и изобретательностью, чтобы обратить вспять такие тенденции. В конце концов, у людей есть наука, техника и медицина, и все это дает человечеству возможность:
- определять причины;
- предотвращать бедствия;
- лечить заболевания;
- искать новые возможности.
Он также отметил, что «Вселенная 25» не была естественной средой обитания, поскольку здесь всегда находились запасы пищи, а хищников попросту не было.
Есть ли надежда для человечества?
Тем не менее, Кэлхун опасался, что человечество может приблизиться к подобной гибели, если города станут перенаселенными, а рынок труда - переполненным. Чтобы помочь обществу найти способы предотвратить эти тенденции, он посвятил дальнейшие исследования различным формам развития общества, где особое внимание было отведено концепции колонизации космоса. Для этого он создал академическую команду под названием «Космические кадеты». Его цель состояла в том, чтобы продвинуть идею создания колоний на других планетах. Кэлхун также сосредоточился на градостроительстве, которое, по его мнению, было ключевым. Для этолога было важно избежать развития сценария, который привел к краху «Вселенной 25». Он считал, что обустройство городов частично влияет на то, как жители взаимодействуют друг с другом, и шаги следует предпринимать таким образом, чтобы поддерживать хорошие отношения между людьми. Его работа в этой области была высоко оценена среди городских советов в Соединенных Штатах и за рубежом.
Опыты Кэлхуна и современные реалии
Прошло более четырех десятилетий с тех пор, как Кэлхун провел свой эксперимент «Вселенная 25». Тем не менее, вопросы, затронутые им, не теряют своей актуальности. Самым насущным является вопрос о перенаселении, которое в глобальном масштабе к 2050 году может достигнуть 9,6 млрд. Тенденция порождает многочисленные проблемы.
Будет ли человечество продолжать процветать, если население превысит количество доступных рабочих мест? Как насчет современных технологий, которые позволяют отказаться от огромного количества рабочих? Если большинство рабочих мест замещают технические устройства, что будет поддерживать экономику? Будет ли большинство людей нищими, или миллиардеры протянут руку помощи всем нуждающимся?
Как люди будут взаимодействовать друг с другом в мире, где практически никто не работает? Может ли человек развивать навыки межличностного общения, когда нет необходимости устанавливать профессиональные контакты во внешнем мире?
По крайней мере, мыши и мужчины имеют много общего, если сравнивать исследование Кэлхуна с современным обществом.
Подробнее о мышах
Ищете информацию о мышах и грызунах? Victor® предлагает вам ознакомиться с другими полезными статьями. Также мы даем советы о том, как бороться с вредителями в нашем разделе «Учебный центр».